Искусство игры с ребенком

Игра — самая важная деятельность для ребенка. И ее нельзя пускать на самотек.

Научите вашего ребенка играть — и заодно начните играть сами. Польза от этого будет огромная!

Трехлетний сын ходил по квартире и привычно канючил:

— Мам, ну поиграй со мной… Мама отвечала:

— Ну сейчас, Игорек, ют здесь закончу… Вот белье… Вот посуда… Вот тут разберу и… обязательно. .. Ты иди пока мультики включи…

 

Твори, выдумывай, пробуй!

Все мы понимаем, что с малышами надо играть. Но в суете иногда как будто забываем об этом, перекладывая эту уникальную (не только для ребенка, но и для нас!) возможность на развивающие игрушки, телевизор. Часто на вопрос «Расскажите, как вы играете дома с ребенком?» родители, честно подумав, отвечают так: «Мы с ним книжки вечером читаем. Еще складываем мозаику и собираем пазлы. Гуляем на площадке, конечно. С папой он машинки катает, смотрит, как тот на компьютере играет, иногда в мяч. Все, вроде бы…» И когда я в сердцах восклицаю: «Товарищи дорогие, но это же не игра!» — на меня недоумевающе смотрит одна или несколько пар глаз: а что же тогда игра?!

Давайте разбираться с этим вопросом.

Что мы имеем в традиции городских семейных игр? Оказывается, имеем не так уж мало. В первую очередь это настольные игры: лото, домино и все их самые современные вариации. Стол, накрытый скатертью, лампа с абажуром, вазочка с печеньем или конфетами. Ведущий вытягивает из мешочка бочонки, карточки. Идет игра — с шутками, прибаутками, общими для всех и уникальными именно для этой семьи. Беззлобные смешки, совместные воспоминания о минувших удачах и провалах: «А помнишь, как Петя в прошлый раз…», «А у бабушки-то в том году.

Этого уюта «под абажуром» не было в вашем собственном детстве? Не беда! Подарите его вашим детям и сами получите удовольствие. Почему не годятся электронные игры? У малыша наглядно-действенное мышление. Ему нужно все это трогать, переставлять, чувствовать запах и шероховатость, устанавливать нетерпеливый контакт глазами с живым человеком-ведущим, который медлит произнести следующую цифру или название… Целостность восприятия, как говорят психологи. Заменить это практически нечем. Традиционная семейная игра — театр. Дети не могут провести ее самостоятельно, но при инициативе взрослых с энтузиазмом включаются в круговорот событий. Выбор сказки, обустройство сцены, придумывание и создание сценических эффектов… Здесь возможно применить таланты любого члена семьи — художественные, технические, литературные, общий креатив — все идет в дело.

Потом разучивание ролей, репетиции, наконец само действо… И общая радость от спектакля!

Первый раз я принимала участие в домашнем спектакле года в три. Моя задача была — возить лампой-«гусем» по растянутой красной кофте, изображая восход и заход. %

Потом мне доводилось играть главные роли в школьных спектаклях. Но тот первый восторг, когда театральное «солнце», повинуясь моей воле и ходу пьесы, всходило и заходило, — я не забуду никогда…

Одна из самых любимых у детей — игра «в домики». Взрослые не очень любят «ползающие» по комнате диваны или нагроможденные один на другой, то и дело падающие на головы чад стулья. Некоторые стремятся купить готовый домик. Но после первых восторгов дети почти не заходят в эти яркие, но неистребимо казенные изделия. Ничего удивительного: ведь суть игры в том и состоит, чтобы дом придумать, увидеть, а уже потом самостоятельно создать и обустроить.

На деле родители могут включиться в эту игру на правах кре-аторов и подателей благ. «Шкаф отодвинуть нельзя. Но вполне можно отодвинуть диван и положить туда вот эти подушки».

«А что у вас будет крышей? Не подойдет ли наш пляжный зонт?»

«Вот эта конструкция стоять не будет. Но если укрепить вот здесь палкой от швабры, а вот сюда подставить табуретку…» «У вас в домике званый обед для зверей? Тогда не забудьте подать салфетки… Да, разумеется, коктейли надо пить через соломинку. И сходите к бабушке на кухню — она поможет приготовить коктейли…»

Развитию интеллекта и ответственности в детях помогут большие ролевые игры. Это игры с продолжением, построенные по типу игр «в магазин», «в гости», «в больницу». Схема такова: придумывается начало сюжета, под него из подручных средств создается мир, а потом уже происходящее на местности диктует развитие сюжета.

Для завязки можно использовать любимый фильм, книгу или сериал. Наиболее захватывающие игры по этой системе придумывают обычно папы или дедушки.

Так, одна семья, состоящая из папы (историка), мамы и двух сыновей, в течение полугода «колонизировала» Америку. Там были колонисты, пираты, индейцы, форты… Дети побывали всеми по очереди и приобрели такое количество знаний и навыков, что за младшего мне даже становилось страшновато.

В другой семье папа-инженер с детьми ежевечерне топил в ванной «Титаник». Льдины готовились в морозилке, а вариации сюжета приводили детей к открытию и изучению все новых и новых естественнонаучных законов.

 

На всю оставшуюся жизнь

В заключение нельзя не сказать о том, что все вышеописанные способы проведения досуга сильно сплачивают семью. Дети благодарно помнят о них годами. Никакие лакомства, поездки, подарки не могут заменить даже одного такого эпизода.

Об авторе
Поделитесь этой записью



Étoile : Женский журнал онлайн © 2021 Все права защищены